Как тяговые характеристики влияют на срок службы автомобиля

     Регламент соревнований «Формулы-1» искусственно ограничивает мощность болидов. Максимальная разрешенная мощность этих машин составляет около 850 л. с. при скорости вращения коленвала примерно 19500 об/мин.

     Спортивный «КАМАЗ-43509» («Дакар») с двигателем Cummins ISZ имеет почти такую же мощность – 980 л. с., но достигается она при оборотах в 8 (восемь!) раз меньше, а именно – при 2400 об/мин.

     Двигатель раллийного «КАМАЗа» – тяговитый, а мотор формульного (условно) «Мерседеса» – оборотистый.

Оборотистый – это проныра и хитрован

     Легендарный «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д. Н. Ушакова в качестве иллюстрации к слову «оборотистый» приводит цитату из русского классика XIX века драматурга Александра Островского: «Бабенка-то оборотиста, не оплела бы тебя на старости».

     Когда речь идет о двигателях внутреннего сгорания, то термин «оборотистый» употребляют в смысле «склонный работать на высоких оборотах», требующий «раскрутки» для достижения максимальной мощности. Это слово противопоставляют слову «тяговитый».

     Тяговитыми называют моторы, развивающие большую мощность и крутящий момент уже при невысоких значениях скорости вращения коленчатого вала. Если нужен мотор, который будет хорошо тянуть на длинных перегонах, в том числе по пересеченной местности, то нужен тяговитый двигатель.

     А вот если предстоит езда с многочисленными разгонами, резкими поворотами и неожиданными торможениями, то следует выбрать оборотистый мотор. Пример – все та же «Формула-1».

     Распространено мнение, что дизельные двигатели более тяговитые, чем бензиновые. А бензиновые, напротив, более скоростные, чем дизельные. В категории дизелей есть свои «лидеры мнений». Дизельные «КАМАЗовские» моторы традиционно пользуются репутацией оборотистых, в отличие, например, от продукции производства Ярославского моторного завода, которые считаются более тяговитыми.

     Если на пути тяжело груженого «КАМАЗа» встретился даже небольшой подъем, то тяговитый Cummins въедет в него на девятой передаче без дополнительных переключений вниз. А вот родной «КАМАЗовский» движок серии 740 попросит водителя включить передачу чуть ниже, для повышения энергоотдачи.

     Тяговитый двигатель позволяет в определенной степени экономить топливо за счет большей стабильности на средних оборотах. Он работает в пределах широкой полки графика зависимости крутящего момента от скорости вращения коленвала. Это является преимуществом в дополнение к экономному расходованию ресурса его деталей.

     Оборотистый мотор часто сам провоцирует его использование в экстремальных режимах. Поскольку на высокие значения мощности он выходит только при повышенных скоростях вращения коленвала, то ему так и хочется «поддать газку», раскрутить до предельных оборотов, заставить работать в пограничном режиме. Такая эксплуатация оборотистого мотора может привести к ускоренному расходованию его ресурса, преждевременному выходу из строя. Тяговитый двигатель тянет себе и тянет, водитель не испытывает искушения лишний раз нажать педаль газа.

Тяговитый двигатель Cummins ISL

     При штатной эксплуатации как оборотистый, так и тяговитый мотор могут ходить долго. Но, что правда, то правда: скоростной мотор провоцирует его эксплуатацию в экстремальном режиме. А именно в таких режимах чаще случаются поломки. Разумеется, при этом ломается не только мотор, а увеличивается риск выхода из строя и смежных агрегатов: сцепления, коробки передач, карданного вала, узлов подвески.

     Двигатель надлежит эксплуатировать в штатных условиях его работы. Если он приспособлен к повышенным оборотам, рассчитан на эксплуатацию в таких условиях – его целесообразно заставлять работать именно так: пусть в зеленой зоне тахометра, но ближе к красной зоне. Примерно на скоростях 70-75 % от максимальной «зеленой» скорости вращения коленвала. В случае тяговитого мотора следует ограничиться скоростями вращения в 30-40 % от максимальной зеленой скорости.

Корректный ответ на некорректный вопрос

     Некорректно ставить вопрос о том, что лучше: недокрут оборотистого двигателя или перекрут тяговитого. Правильный ответ на этот некорректный вопрос – оба варианта хуже.

     Эти варианты действительно плохи оба. Но плохи они по-разному.

     Нельзя эксплуатировать оборотистый двигатель на низких оборотах. У него начинается так называемое «масляное голодание», когда недостаточно смазываются трущиеся поверхности мотора. Переобогащенная смесь сгорает с большим «недогаром», происходит коксование цилиндров и поршней, повышается расход топлива. Дизелю плохо.

     Также плохо эксплуатировать тяговый двигатель на высоких оборотах: износ двигателя повышается, расход топлива увеличивается, экономичность эксплуатации падает. Дизелю плохо.

     Так что использовать мотор надо в штатном режиме. Это всегда лучшее решение.

Два абзаца об электронике

     Современные моторы буквально напичканы управляющей электроникой. Это позволяет им соответствовать все более жестким экологическим стандартам: Евро-5, а в последнее время уже и  Евро-6. До известной степени электроника нивелирует разницу между тяговитыми и оборотистыми двигателями.

     На большинстве современных моторов стоят блоки управления Bosch или подобные им. Они усредняют характеристики: все моторы становятся одинаково оборотистыми или, если угодно, одинаково тяговитыми. Но, тем не менее, соблюдение штатных режимов эксплуатации автомобильных двигателей обеспечивает их продолжительную безотказную работу.

ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.